Автор Тема: Как определить скорость автомобиля по тормозному пути?  (Прочитано 23368 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

Offline PAN

  • Hero Member
  • *****
  • Повідомлень: 4671
  • карма +284/-12
Равнозамедленное движение.

v*v/2=Sa
где v - скорость до начала торможения, S-пройденный путь (длина черного следа резины размазанной по асфальту), a-ускорение (замедление) в торможении.
Это берется из перехода ВСЕЙ кинетической энергии mv*v/2 в работу силы трения (разрушение резины, т.е. черный след) (m a)<это сила трения>*S<это пройденный в торможении путь> Ускорение (замедление) при торможении
a=g*k BR> где k коэффициент трения (коэффициент сцепления резины с асфальтом, так это называется в гаишных документах),
g напряженность поля тяжести (сколько ньютонов СИЛЫ веса на каждый килограмм МАССЫ автомобиля; попросту говоря ускорение свободного падения, равное на всей Земле 9.81 н/кг или что то же самое м/с2)
Итого получается
v2/2=Sgk
двойка после скорости означает квадрат
Значение коэффициента сцепления k может быть от 0.7-0.9 для сухого асфальта и хорошей резины до 0.03-0.01 на льду. Умелое торможение на грани блокоровки колес (работа хорошей АБС) могут повысить коэффициент трения процентов на 10-20, но это не наш случай: раз черный след на асфальте - колеса были заблокированы.
Минимально допустимая эффективность тормозов для легковушки 0.64 (на каждую тонну веса тормозное усилие 640 кг) регламентируется в ГОСТ 25478-91 для вообще тормозов. Предполагается что на сухом асфальте (или на резине барабана на ПИК) сцепление резины гораздо лучше, так что это качество собственно тормозов. Одним словом, на сухом асфальте принято считать, что машина замедлялась с ускорением 0.64g, 9.81*0.64 примерно 6.3 м/с2
Обратная задача (вычисление скорости по тормозному пути) решается так
v<м/с>=sqrt(2*9.81<м/с2>*0.64*S<м>)
где функция sqrt означает квадратный корень, и скорость переводится из метров в секунду в километры в час согласно соотношению 36 км/ч=10м/с
В остановочный путь еще входит расстояние пройденное с начальной скоростью за время реакции водителя (0.2 сек) и время срабатывания тормозной системы (по ГОСТ 25478-91 не хуже 0.5 сек для легковушек). Черного следа на асфальте в это время не остается, и в расчетах скорости из длины тормозного следа поэтому используют только тормозной путь.


Расчет тормозного пути и скорости.
Экспертиза использует следующие формулы и методики.
Va =0.5 х t3 х j + v2Sю х j

где:
в выражении v2Sю х j, v - это квадратный корень для всего выражения, просто не получилось при написании.
Va - начальная скорость автомобиля, м/с;
t3 - - время нарастания замедления автомобиля, с;
j - установившееся замедление автомобиля при торможении, м/с2;
(для мокрого покрытия-5м/с2 по ГОСТ 25478-91 или приложению ниже)
для сухого покрытия j=6,8 м/с2, отсюда начальная скорость автомобиля при "юзе" в 21м равна 17,92м/с, или 64,5км/ч.
Sю - длинна тормозного следа (юза), м.
S0 = S1 + S2 +S 3+ S4 = (t1 + t2 + 0,5 t3 ) Va + Va/2j

где:
S0 - путь автомобиля с момента начала реагирования водителя на опасность до остановки (остановочный путь)
S1 + S2 +S3+ S4 - пути автомобиля за промежутки времени t1 , t2 , t3 , t4
t1 - время реакции водителя, -0,8с.
t2 - время запаздывания гидравлического тормозного привода, выбирается 0,2с.
t3 - время нарастания замедления, 0,3с.
t4 = Vю/j = Va/j - 0,5 t3 - время полного торможения, с.
T0 = t1 + t2 + t3 + t4 = T + Va / j;

приняв Т = t1 + t2 + 0,5 t3 можно легко расчитать остановочный путь и остановочное время автомобиля.
Это можно расчитать для сравнения условий движения двух участников ДТП.
Справочная литература:
1. Иларионов В.А. "Экспертиза дорожно-транспортных происшествий". М., Транспорт, 1989г.
2. Иларионов В.А. "Задачи и примеры по экспертизе ДТП". Учебное пособие. МАДИ. М., 1990г.
3. Коршаков И.К., Сытник В.Н. "Комплексный анализ дорожно-транспортных происшествий". Учебное пособие. МАДИ. М.1991г.
4. Ермаков Ф. "Оценка достоверности и объективности заключения судебной автотехнической экспертизы" Российская юстиция, №5, 1997г.

Тормозной путь

 тормозной путь (м)

S=Kэ*V*V/(254*Фc),

где Кэ-тормозной коэффициент (для легкового автомобиля =1),
V - скорость в км/ч в начале торможения,
Фc - коэффициент сцепления с дорогой (=0.7 сухой асфальт, 0.4 мокрая дорога, 0.2 укатанный снег, 0.1 обледенелая дорога)

След юза.

В экспертной практике принято считать, что следы юза, вызванные блокировкой колес, остаются только в период полного торможениия (т.е. торможение в пол), а момент начала следообразования совпадает с моментом возникновения установившегося замедления, отсюда
Sю=Vю*Vю/2j,

где Sю - длина следа торможения (м)
Vю - скорость автомобиля в начале полного торможения (м/с)
j - установившееся замедление транспортного средства при полном использовании сцепления всеми шинами автомобиля (м/(с*с))

Это величина - экспериментально-расчетная, у конкретного автомобиля может быть иная. Может быть расситана по следующей формуле:

j=f*g,

где f - коэффициент продольного сцепления шин с дорогой - замеряется на месте ДТП с помощью "пятого колеса" или переносных приборов, а g - 9.8 м/(с*с)

Однако не забывайте, что до начала полного торможения, автомобиль проходит некоторое расстояние с нарастанием замедления,
поэтому Vю=Vа-0.5*t(3)*j,
где Vа - начальная скорость автомобиля,
а t(3) - время нарастания замедления, которое зависит от типа тормозного привода, состояния дорожного покрытия и массы автомобиля. При пневматическом приводе оно больше, чем при гидравлическом, и возрастает при увеличении коэффициента сцепления и массы автомобиля.

Остановочный путь

S = (T1+T2+0,5*T3)*V/3,6 + V*V/(26*J) где:

T1 = 0,8с - время реакции водителя;
T2 = 0,1с - время запаздывания срабатывания тормозного привода;
T3 = 0,35 - время нарастания замедления;
V =   - скорость, км/ч;
J = 6,8 - установившееся замедление.

Существует таблица, указывающая в каких ситуациях какая должна быть реакция водителя. Там T1 находится в пределах 0,6 - 1,4 с (с шагом 0,2) .
Почему эксперты применяют 0,8 - не понятно (у каждого человека разная реакция - поэтому и применяются пределы), так как уже при T1 = 1с результат уже изменяется (в последствии этого результат экспертизы может быть совершенно противоположным).

Сопоставим длину тормозного следа и скорость автомобиля

Формула выглядит так:
Sю= 0,5xTзxVo + Vo^2/(2xj)

Vo - начальная скорость автомобиля, м/с;
Tз - - время нарастания замедления автомобиля, с;
j - установившееся замедление автомобиля при торможении, м/с2;
(для мокрого покрытия-5 м/с2, для сухого покрытия j=6,8 м/с2 по ГОСТ 25478-91)
Sю - длинна тормозного следа (юза), м.
Tз - по гайским методикам = 0,3 с

Взято отсюда
« Останнє редагування: 06 Липня, 2011, 20:47:35 від PAN »

odessa

  • Гість
Я, честно говоря, так и не понял уровень достоверности полученных результатов.
К примеру, я торможу в "пол" только при проверке тормозов после их прокачки. В "быту" подаю равномерное усилие, чтобы не допустить блокировки колёс. Уже выручало. Притом один раз остановился буквально в паре миллиметров от бампера впереди затормозившего. 
По какому следу меня будут считать? (тьфу-тьфу-тфьу)

Offline Av_m

  • Hero Member
  • *****
  • Повідомлень: 5728
  • карма +149/-10
По какому следу меня будут считать? (тьфу-тьфу-тфьу)
В моём ДТП прикол был: копейчист ГАИшнику говорит: "Он вообще не тормозил, смотрите, следов нет!"  ;D
Я громко смеялся. АБС исключает наличие следов торможения.

odessa

  • Гість
В моём ДТП прикол был: копейчист ГАИшнику говорит: "Он вообще не тормозил, смотрите, следов нет!"  ;D
Я громко смеялся. АБС исключает наличие следов торможения.
Вот-вот! А как мне доказать, что я не тупее АВС?  ::)

Offline Av_m

  • Hero Member
  • *****
  • Повідомлень: 5728
  • карма +149/-10
Вот-вот! А как мне доказать, что я не тупее АВС?  ::)
Носить с собой справку об уровне IQ  ;D

Offline DarkDart

  • Hero Member
  • *****
  • Повідомлень: 7126
  • карма +281/-31
  • Киев
Вот-вот! А как мне доказать, что я не тупее АВС?  ::)
Странное соревнование :-)
Проще в критической ситуации заблокировать колеса, чем потом что-то доказывать.

Можно, конечно, требовать следственный эксперимент и продемонстрировать, что умеете тормозить эффективнее, чем юзом, но это хлопотно.

Offline serj535

  • Mr.
  • Administrator
  • Hero Member
  • *****
  • Повідомлень: 855
  • карма +158/-17
  • 90 000 тонн дипломатии
Кто сказал, что ABS исключает следы торможения ? Неправда... Они есть, просто они короткие и прерывистые...
Внимательно нужно проводить осмотр места ДТП, граждане и заодно, потренируйтесь на свободных площадках. Даже в дождь и с АБС остаются следы экстренного торможения.

В моём ДТП прикол был: копейчист ГАИшнику говорит: "Он вообще не тормозил, смотрите, следов нет!"  ;D
Я громко смеялся. АБС исключает наличие следов торможения.
Вот-вот! А как мне доказать, что я не тупее АВС?  ::)
1. "Они никогда не взбунтуются, пока не станут сознательными. А сознательными они не станут, пока не взбунтуются" Дж. Оруел

2. Я начал завидовать рабам. Они всё знают заранее. У них твёрдые убеждения.
х/ф Марка Захарова «Убить дракона»
------------

Offline Av_m

  • Hero Member
  • *****
  • Повідомлень: 5728
  • карма +149/-10
Кто сказал, что ABS исключает следы торможения ? Неправда... Они есть, просто они короткие и прерывистые...
Зависит от настроек АБС, свойств резины, температуры резины, свойств асфальта, температуры асфальта. Иногда остаются вполне чёткие следы, иногда нет абсолютно ничего.

oleg150965

  • Гість
АБС не панацея. К стати это в своей сути гадость для плохих водителей а для нормальных водительских навыков даже вред. Эту тему можно развивать бесконечно. Начнем с простого. В случае когда вы тормозите в пол происходит блокировка колес и потеря энэргии движения теряется между блокированным колесом и поверхностью дороги. При работе АБС не происходит блокировки колес и соответственно энэргия движения теряется как между колесо-дорога так и между тормозные колодки-тормозной диск. Во втором случае энегрия движения теряется значительно больше и соответственно это уменьшает дистанцию необходимую для полной остановки авто. Все это обеспечивается за счет считывания инфы с каждого колеса автомобиля. Инфа обрабатывается и в последствии когда колеса близки к блокированию происходит разрежение в тормозной системе. В дальнейшем данная система была конечно же усовершенствована и все остальное - курсовая устойчивость - и иже с ним есть техническая реализация + необходимость. Так что даже самая лучшая АБС оставляет сле - технически это обьясняется потерей энэргии движения между колесом и дорогой. Вообще по большому говоря уровень АБС определяется степенью обратной связи колесо-блок управления-система разрежения тормозной системы и непосредственно самим прибором разрежения тормозной системы.

Offline Александр Васильевич

  • Hero Member
  • *****
  • Повідомлень: 6063
  • карма +163/-6
Все эти теории и навороты легко разбиваются ап камень бытия.Пример? Едет впереди пенЬсионер,вспоминает про дом родной,начинает не тормозя,не включая поворотника(впрочем,оба сигнала-стоп и поворот не работали ввиду отсутствия ламп...) сворачивать резко влево.Я бы его не достал,не разбил себе фару,если бы под левым передним колесом на асфальте не осталось от дорожников метра полтора чистого и мягкого гудрона. Тут вам и АВВ,с АВЦ,и АВС...и опыт и новая резина...А торм. пути до пятна было всего метра три-четыре.

oleg150965

  • Гість
у тов был субару форестер. он вааще помешанный на субару. Менял он их часто. Бабло у него водится. Так вот уверен он в них был бесконечно. Но жизнь все расставила по местам. Ехел на подьеме а там только положили свежий асфальт - надо тормозить а его как понесло со всей этой элэктроникой через свою и на встречку. Бог миловал без жертв но встречная 8-ка в га-но. Так что опыт и внимательность самое что ни есть главное. + тов выше

oleg150965

  • Гість
да по поводу скорости по следам торможения. первый блок абс верно. Однако надо понимать градачию уровней замедления и времени иреакции водителя. Это не простые цифри и они имеют вариацию в дост шир диапазоне в зависмости от механизма ДТП и дорожной ситуации. А 1.10 почитать про дор.ситуацию то все сразу становится на своми места. если в этих вопросах надо консультация пиши в личку адрес реал

Offline PavelGA

  • Hero Member
  • *****
  • Повідомлень: 1026
  • карма +110/-41
Кто сказал, что ABS исключает следы торможения ? Неправда... Они есть, просто они короткие и прерывистые...
Внимательно нужно проводить осмотр места ДТП, граждане и заодно, потренируйтесь на свободных площадках. Даже в дождь и с АБС остаются следы экстренного торможения.
Современные АБС хоть и тормозят с 15-20% проскальзыванием в пятне контакта (наиболее эффективное торможение), но на хорошей летней резине даже на сухом асфальте тормозного пути глазом не видать - даже прерывистого. Писк резины есть, а следов нет. В лучшем случае можно увидеть более "чистый" асфальт.

А вот на зимней резине (даже еврозиме) следы видны вполне отчетливо даже невооруженным глазом на сухом асфальте. Причем все 4 следа и сполошные (но не "жирные" и не прерывистые) - электроника эффективно тормозит всеми 4-мя колесами, при этом "заносов"/разворотов не возникает (особенно при наличии ЕСП).  Этих 15-20% проскальзывания в пятне контакта оказывается достаточно для образования следа - зимняя резина мягче по составу, поэтому "горит" в пятне торможения, а летня держит "напряг"...
Эффективное использование тормозных усилий в т.ч. на задней оси - одна из составляющих лучших результатов торможения машин с АБС
« Останнє редагування: 08 Листопада, 2011, 00:04:36 від PavelGA »
Не мешайте технике работать - и она не подведет!!!

oleg150965

  • Гість
Кто сказал, что ABS исключает следы торможения ? Неправда... Они есть, просто они короткие и прерывистые...
Внимательно нужно проводить осмотр места ДТП, граждане и заодно, потренируйтесь на свободных площадках. Даже в дождь и с АБС остаются следы экстренного торможения.
Современные АБС хоть и тормозят с 15-20% проскальзыванием в пятне контакта (наиболее эффективное торможение), но на хорошей летней резине даже на сухом асфальте тормозного пути глазом не видать - даже прерывистого. Писк резины есть, а следов нет. В лучшем случае можно увидеть более "чистый" асфальт.


Ну если есть "чистый асфальт" то есть и след поскольку зачистка происходит при проскальзывании колеса по дороге.

Как правило видно. Для этого нужно использовать так называемые косо падающие лучи при работе в ночное время. Днем просто видно - меняйте угол зрения к поверхности дороги и все будет видно.

Offline energetic

  • Hero Member
  • *****
  • Повідомлень: 2480
  • карма +42/-4
Касательно АБС и следов торможения скажу пару слов:

в большинстве современных авто, оборудованых АБС и КАН-шиной, на которых висят все устройства - есть некое подобие "черного ящика" (все в компе, который управляет в том числе и движком), который записывает последние ХХсекунд циклически. В запись входит изменение положения органов управления и скорости (возможно свет и поворотники).

Технически это решается ну очень просто: ибо по шине бегут сигналы от всего, включая насос омывателя и скорость дворников. записать пару килобайт информации - тоже просто.


ЗЫ. Начал в этом копаться, когда мне при страховании КАСКО сказали, что легко определят мою скорость до ДТП в любом случае (был там пункт, что в выплате отказывается при превышении скорости более, чем на 30кмч).
« Останнє редагування: 08 Листопада, 2011, 09:15:17 від energetic »